А вы знаете, что побуждает людей собирать различные предметы искусства?

Принято считать, что мотивацией к коллекционированию являются сакральные, материальные, патриотические, эстетические и социальные  мотивы. Сакральные причины кроются в стремлении сохранить родовую связь, передавать из поколения в поколение семейные ценности. Патриотический характер коллекционирования свойственен натурам, предпочитающим сохранять традиции,   связывать  предметы  с определенным периодом либо обществом. Эстетическая коллекция строится по принципу красоты и эмоциональности, а материальные и социальные мотивы способны подчеркнуть престиж личности коллекционера, а также выгодно инвестировать в искусство.

 

Зарождение собирательства на Руси историки искусства обычно  связывают  с именем Петра Великого, как родоначальника  и основателя научного коллекционирования.

 

Пётр I

 

Леонид Бурдо в своей книге «Отечественный антикварный рынок»  так описывает этот исторический факт: «Петр I собирал все: чучела, фарфор, литературу, приборы и инструменты, редкости из мира природы, живопись. Практически все «птенцы гнезда петрова», подражая ему, увлекались собирательством древностей».

 

Богата была Россия на известных коллекционеров и меценатов искусства.  

 

Давайте вспомним самых влиятельных коллекционеров и меценатов в отечественной истории.

 

 

 

Князь Николай Борисович Юсупов (1750—1831гг.)

 

Самый богатый человек России тех времен коллекционировал  картины, скульптуры, гобелены, камеи, фарфор, часы, мебель.  Помогая приобретать произведения искусства императрице Екатерине II и её сыну Павлу I, князь был посредником при исполнении императорских заказов европейскими художниками. Таким образом, коллекция Юсупова формировалась из тех же источников, что и императорская, поэтому в коллекции Юсупова находились работы крупнейших пейзажистов. Юсупов — основатель знаменитого родового собрания, личность выдающаяся и наиболее яркая. Собрал большую коллекцию картин (свыше 600 полотен), скульптур, произведений прикладного искусства, книг (свыше 20 тыс.), фарфора.

 

 

 

 

Князь Александр Михайлович Голицын (1723—1807гг.)

 

Князь большой  любитель картин, скульптур и изделий из бронзы. Подавляющее большинство произведений его собрания принадлежит мастерам северных школ: голландской, фламандской и немецкой. Наибольшим числом произведений представлена голландская школа,  лишь незначительно количественно ей уступает итальянская, затем следует фламандская, немецкая и австрийская, французская. Среди картин французской школы, перечисленных в каталоге, встречаются произведения с именами Никола Пуссена («Венера и Амур», «Фигура художника») и Себастьяна Бурдона («Святое семейство»), пейзажи Филиппа Сигисбера Клере (Cleret) и Жана Пиллемана, но лучшими, несомненно, являются портреты, написанные современными мастерами по заказу князя Голицына.

 

 

 

 

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904гг.)

 

Живописец, уделявший большое внимание предметам декоративно- прикладного искусства.  Собранная Верещагиным коллекция предметов японского искусства и домашнего обихода была выставлена после его гибели на выставке в галерее Лемерсье в Москве. Это были ширмы, панно, вышивки, веера, нэцкэ, свитки-какэмоно, гравюры, маски, фонари, посуда, одежда, эмаль, бронза, изделия из черепахи, лака, дерева, фарфора – всего двести семьдесят девять предметов

 

 

 

 

 Алексей Викулович Морозов (1857—1934гг.)

 

Составляя свою коллекцию, А.В. Морозов встречался со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины. Важными источниками пополнения морозовского собрания были поездки за границу,  посещение антикварных лавок и  участие в аукционах. Ему удалось приобрести в Европе немало предметов для своего собрания и, таким образом, вернуть на родину многие произведения отечественного искусства.

Как коллекционер А.В. Морозов прославился, прежде всего, собранием русского фарфора. Это была одна из лучших коллекций такого рода, когда-либо собиравшихся в России. Здесь были с неслыханной полнотой представлены все российские фарфоровые заводы. Это была подлинная «энциклопедия отечественного фарфорового производства». В ней насчитывалось 2459 предметов, и было собрано буквально все, достойное внимания – от первых чашек елизаветинского времени до новейшей продукции российских предприятий.

 

 

 

Семейство Рябушинских, в основном, коллекционировало живопись. Помимо коллекционирования, Рябушинские организовывали выставки, занимались выпуском периодических изданий, реставрировали реликвии старины, занимались активной политической деятельностью, некоторые представители семейства занимались более насущными для социально незащищенных слоев населения проблемами, в частности были открыты общественные столовые, привлекались молодые малоизвестные талантливые люди, для популяризации их творчества и личности.

 

 

 

 

Братья Третьяковы — Павел Михайлович (1832—1898гг.) и Сергей Михайлович (1834—1892гг.)

 

Собиратели  западноевропейской живописи. В 1854 году Павел Третьяков купил десять полотен старых голландских художников на барахолке у Сухаревской башни, ставших основой его коллекции западноевропейской живописи. При покупке картин он всегда торговался с художниками. В 1856 году Павел Третьяков приобрел картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» художников В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера. Павел Михайлович сам любил ухаживать за картинами и лакировать их.  Этот год является годом основания Третьяковской галереи. Сергей Михайлович обладая хорошим художественным вкусом,  создал прекрасную коллекцию, большую часть которой составляли картины французских живописцев. Картины он выбирал бессистемно, часто менял на другие, покупал и продавал, однако всегда прислушивался к мнению старшего брата.

 

 

 

 

Иван Евгеньевич Цветков (1845—1917гг.)

 

Коллекционер живописи и графики русской школы,  меценат, основатель частной картинной галереи. Коллекционировать живопись И. Е. Цветков начал с 1881 года. Причём стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников.

Огромную роль в формировании его как коллекционера живописи сыграло общение с П. М. Третьяковым, Е. И. Маковским, А. И. Сомовым.

К 1898 году коллекция стала не умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке и тогда Цветков решил построить для коллекции новый дом. Двухэтажный особняк был построен по эскизам Виктора Васнецова и был задуман специально для размещения в нём галереи работ русских художников. Сейчас является объектом культурного наследия федерального значения

 

 

 

 

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918 гг.)

 

Клан Шереметевых собирал живопись и скульптуру. Семейные коллекции в России, как правило, создавались в усадьбах богатых и знатных вельмож. Одна из роскошнейших была собрана семьей графов Шереметевых в Останкине. Скульптура, мебель, живопись, гравюра, бронза, всё здесь — произведение искусства. Описать коллекцию просто невозможно, исследователи и искусствоведы посвящают её изучению всю свою жизнь.

По воспоминаниям современников в коллекции были представлены изображения фамилии российских государей, европейских королей и королев, знаменитых в то время людей. Но кроме этих «официальных» портретов, которые являлись, в основном  копиями, были и домашние, семейные портреты, которые значительно превышали официальную часть по художественному уровню, так как являлись оригиналами, написанными непосредственно в усадьбе крепостными художниками.

 

 

 

 

Дмитрий Иванович Щукин (1855—1932гг.)

 

Коллекционер западноевропейской живописи, скульптуры и эмали. Первую свою картину он приобрёл в 1893 году у венского антиквара: «Катание на коньках» Хендрика Аверкампа, амстердамского живописца XVII века. Следующее удачное приобретение — «Урок музыки» Герарда Терборха. Д. И. Щукин в отличие от своих братьев, старался покупать вещи только с безупречным происхождением. Он постоянно консультировался со специалистами, чтобы убедиться в подлинности картин; был знаком с генеральным директором Берлинских музеев Вильгельмом Боде и регулярно возил вещи на экспертизу в Берлин. Из-за чрезвычайной дотошности в вопросах атрибуции он собрал коллекцию, в которой не было шедевров, но не было и сомнительных вещей.

 

 

 

 

Алексей Александрович Бахрушин (1865— 1929гг.)

 

Его собрание которого  — это афиши, программы, костюмы, фотографии актеров в разных ролях, эскизы костюмов, личные вещи актеров, их скульптурные изображения, послужили основой для создания литературно-театрального музея. Первоначально Алексей Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона.

30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

 

 

 

 Граф Лев Николаевич Толстой (1828—1910гг.)

Любитель красивых старинных предметов и коллекционер бронзы.   В его усадьбе на Пречистенке хранятся прекрасные золоченые канделябры с фигурами богини победы Ники работы французского бронзолитейщика П. Томира.

 

 



читателей статьи "А вы знаете, что побуждает людей собирать различные предметы искусства?"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние записи