Краткая история французского искусства

Французское искусство в нашем воображении - это мечтательные пейзажи импрессионистов, смелые и яркие работы  великих живописцев  20-го века. 
А знаете ли вы, что большинство направлений в искусстве, которые мы ассоциируем с историей целой эпохи, впервые появились во Франции. Точное определение начала "французского" искусства может оказаться невыполнимой задачей, но наскальные рисунки были обнаружены в пещере Ласко  - "Сикстинской капелле первобытной живописи" еще 17 300 лет назад, что делает их одними из самых ранних художественных следов в истории человечества.


Искусно работали художники  академической школы живописи и скульптуры, основанной в 1648 году и принадлежащие французскому  двору. В 1699 году академистами   организована  первая  выставка в Лувре, которая продолжает действовать на протяжении следующих  веков, а уже с 1725 года выставки проводятся в салоне  Carré и  понятие "салон" становится известным.   Это искусство навеяно национальными, международными вкусами и ложится  в основу того, что сегодня мы знаем  как  традиционное европейское искусство. Начало Великой французской революции стало важным событием в  истории Франции и искусства того времени. Упадок школы академизма вместе  с роспуском двора и его кардинальной реструктуризацией, дестабилизировали  художественный центр страны и окунул художников того времени  в атмосферу социальных переворотов и нововведений. 


 

 

Итак, начнем с бесспорного мастера  неоклассицизма Жака-Луи Давида, остановимся на творчестве таких известных художников как Гюстав Курбе, Анри Матисс, Поль Гоген, Марсель Дюшан,  и бегло рассмотрим   французскую историю искусства с 18-го века  до сегодняшних  дней.
 

 

НЕОКЛАССИЦИЗМ


Jacques-Louis David, 'Oath of the Horatii,' 1784-1785, Musée du Louvre

Жак Луи Давид

Клятва Горациев, 1784-1785

Лувр, Париж

В эпоху Просвещения и  с началом Великой французской революции,   важным становится  композиционное  равновесие, характерное для произведений, созданных художниками академического стиля живописи. Неоклассицизм - это  эстетическое направление в изобразительном искусстве, возродившее интерес к наследию античности и Ренессанса, к ясной пластической форме. Самым видным художником того времени был Жак Луи Давид, который написал шедевр "Клятва Горациев" (1784-85) и «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» (1796-99).  Его неоконченное полотно "Клятва в зале для игры в мяч" (1790-94), изображает сумбурный энтузиазм, царивший в версальском зале  при выступлении против короля, а  картина "Смерть Марата" (1793) демонстрирует  ужасное  убийство революционного лидера Жана Поля Марата. Позже, Давид будет создавать величественные портреты Наполеона, как "первый живописец Императора", его картины станут частью важнейшей агитационной программы по установлению нового режима.

Этот  же период  приходится на рассвет художника Жана Огюста Доминика Энгра, ученика  Давида, который  разработал собственный  уникальный стиль, далекий от точности академизма. В отличии от своих современников, он утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности и  подчеркнуть выразительность форм, как в "Большой одалиске" (1814).
 

                                   РОМАНТИЗМ





Эжен Делакруа

Свобода, ведущая народ, 1830

Лувр, Париж

Развивающийся  примерно в тот же период  и вытекающий из литературы того времени -  романтизм, воспринимается  более эмоционально и  сокровенно из-за сюжетов исторических или мифологических картин неоклассицизма. Воображение и внутренние ощущения  стали движущими силами в работах, которые часто сосредоточены на природе и фантастических видах далеких земель. Теодор Жерико автор одних из самых известных произведений эпохи романтизма, в том числе "Плот "Медузы"" (1818-19 ), который показывает трагическое кораблекрушение 1816 года, где запечатлел подробности выживания. 





Géricault - La zattera della Medusa.jpg


Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. "Плот „Медузы“" стал последним из законченных произведений Жерико.

Современник Жерико - Эжен Делакруа изображал исторические моменты, свойственные   неоклассикам, но при этом  его картины  наделены эмоциональным содержанием и неистово живым колоритом. Делакруа искал вдохновения на востоке,  увлекался  эпохой  колониальной деятельности Франции. Он также создал, пожалуй, самое культовое для французов полотно "Свобода, ведущая народ" (1830), которое демонстрирует развевающееся и триумфальное трехцветное знамя свободы, пережившее   насильственный беспредел революции.

 
 РЕАЛИЗМ


Гюстав Курбе

Мастерская художника, 1855

Музей д’Орсе, Париж

 

 

 После революционного переворота  в середине 19 века началось стремление к эгалитаризму - концепции развития общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями. Отдалившись от грандиозного неоклассицизма  и эмоционального  романтизма, художники сосредоточили свое внимание на повседневной жизни и обыденном труде населения  Франции. Все чаще главными действующими лицами на картинах  становились крестьяне,  возделывающие землю, горожане  в момент поклонения  церкви,  переполненные городские улицы.  В этот период художник  Гюстав Курбе - основоположник реализма -  направления  максимально точной  фиксации действительности, представляет живопись с  откровенными сценами нищеты и убогости, а также демонстрирует откровенную  сексуальность, как например  в его известном полотне "Происхождение мира" (1866). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления  - натурализм и любимый многими импрессионизм. 






                                                                                                                  
                                                                                      

                                                                                                                                                                                                   ИМПРЕССИОНИЗМ




Клод Моне

Сад художника, 1880

Национальная галерея искусств, Вашингтон

Конец 19 века во французском искусстве - это рассвет импрессионизма, основанного на  свободной  манере письма и экспериментальном новаторском подходе к свету и цвету, который шел в разрез с  реалистичным представлением  живописи. Исторический период знаменит подъемом промышленности, высокими технологическими достижениями, которые  прочно укореняются  в повседневной жизни. Эта новая живопись впечатлений полностью завладела  чувствами зрителей и показала  новые возможности  счастливой жизни. Основатели импрессионизма -   Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Моризо,  Кайботт за основу сюжета брали саму жизнь. Здесь и  туманные морские пейзажи, сады и сельскохозяйственные угодья,  пикники и  шумные танцевальные залы, бытовые интерьеры и многое другое.  Формировался новый  современный мир, где благодаря  активному промышленному  развитию появилось больше времени  для отдыха и сельской местности и в быстро растущих городах. Стоит отметить, что изначально стиль живописи импрессионистов высмеивался  в высоком художественном сообществе, а позже  обретает популярность  и распространяется в других странах.









                                                                                              

                                                                                                               
                                                                                                                                                                                    ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ




Поль Гоген

Варварские сказки, 1902

Музей Фолькванг, Ессен, Германия


Постимпрессионизм, как направление  сосредоточенное на выражении собственного субъективного опыта,  возникло в конце 19-го века с французских художников Сезанна, Гогена, Сена и  Ван Гога. При чем каждый из них творил в своем собственном стиле. Сера известен как пионер пуантилизма  - это сложные изображения, сделанные из крошечных точек. Гоген и его яркие картины таитянской жизни  становятся   символом, который отбрасывает научные проблемы  искусства и  передает лишь индивидуальный эмоциональный опыт и ощущения художника. Художник - самоучка Анри Руссо написал свои смелые полотна экзотических пейзажей, например "Сон" - единственную работу, в которой сюжет осознано не реален и является полностью воображением автора.  









                                                                                                              

                                                                                          ФОВИЗМ


Анри Матисс

Испанка с бубном, 1909

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Россия



Вдохновленный палитрой и  стилем Сезанна, а также  других постимпрессионистов, фовизм стал одним из самых ранних форм современного искусства. В переводе с французского "фовизм" означает "дикий", именно такие ассоциации возникли у одного французского критика при взгляде на живописные работы, представленные в осеннем салоне 1905 года. Фовистам свойственна  динамичность мазка, стихийность его нанесения, стремление к эмоциональной силе и страсти. Ясность художественного восприятия  создает яркий колорит, контраст, чистоту и резкость цветов. Ритмичность композиции всегда остра и резка.  Яркими представителями и лидерами этого художественного направления  стали Анри Матисс и Андре Дерен. Особенно хочется отметить "Испанку с бубном" кисти Анри Матисса. Эта композиция - яркий представитель фовистских картин. Фигура девушки прописана  динамичным цветным контуром и добавляет контраст и глубину пространства.  Это по-новаторски необычно и довольно экспрессивно.





                                                                  

                                                         

                                                            

      СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА



Скриншот 2015-10-06 12.08.21

Жан Дюбуффе

Le Fugetif, 1977

David Richard Gallery, Santa Fe

Творчество Матисса и Дерена добавили огня  модернизму и  французское искусство стало развиваться сразу в нескольких направлениях. Основными стали  авангард  и кубизм - это концептуальный геометрический взгляд на реальность, идейным вдохновителем которого стал Пабло Пикассо и Жорж Брак.  Основоположником авангардизма стал Марсель Дюшан, известный своими  новаторскими реди-мэйдами. Он преуспел в кубизме, дадаизме - новом авангардистском течении и сюрреализме. 

Художник Жан Дюбуффе в 1944 году проводит свою первую персональную выставку в парижской галерее Р.Друэна. Чуть позже сближается с сюрреалистами и становится  отцом такого направления в живописи как ар брют  — «грубого» и«сырого» искусства, очень близкого к любительской живописи детей, самоучек, душевнобольных. Здесь отсутствуют  общепринятые эстетические нормы и используются любые подручные материалы. 
В Европе реакцией на популярность абстрактного экспрессионизма стало  искусство информализма, которое представляли французские живописцы Пьер Сулаж и  Жорж Матье. А в 60-х зародился новый реализм, как художественный стиль с элементами американского поп-арта и неодадаизма.  


                                                                  

                                                             

                                                                                    
   
                                                              

                                                                                                                                                         СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО


 Софи Калле, проект "Take Care of Youself", 2007 // Modus Vivendi, La Virreina Image Center, Barcelona, 2015 // Фото: www.perrotin.com 

Софи Калле

проект «Take Care of Youself», 2007

La Virreina Image Center, Barcelona

На французском современном искусстве лежит отпечаток  прошлого. В то время пока  развивались различные  стили и направления, в художественной среде нарастал интерес к психологии личности и природе существования мира. Известные французские художники второй половины 20 века  - это  Кристиан Болтански, который  как и Дюшан, часто работает с найденными объектами, фотохудожник  Софи Калле, чьи концептуальные работы наполнены  глубокими интимными переживаниями,  Пьер Уиг и его мультимедийные проекты, включающие в себя живых существ всех видов (последние инсталляции включают скульптуры с жужжанием живой  пчелиной семьи в саду  МоМА  и аквариум с рыбой угрем, расположивший  на крыше).


По материалам www.artsy.net 

 



читателей статьи "Краткая история французского искусства"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние записи


 

Яндекс.Метрика