Сюрреализм: понятное непонятное

В 1936 году на Международной сюрреалистической выставке, проходившей в Лондоне, Сальвадор Дали появился в костюме для подводного плавания с аквалангом и в шлеме, в одной его руке был собачий поводок с двумя питомцами, в другой бильярдный кий. Посередине своего выступления эпатажный художник начал задыхаться и махать руками, обращаясь к зрителям. Публика была невозмутима и восприняла эту жестикуляцию как часть спектакля, в прочем так оно и было.  Позже гений объяснил свое поведение поэту-сюрреалисту Дэвиду Гаскойну: «Я просто хотел показать как глубоко погружался в человеческое сознание.» Кстати, слайды которые транслировать Дали во время своего выступления намерено были перевернуты вверх ногами и почему-то никто этому не удивился.

 

0_13cc32_4e92f86_orig

 

Этот случай отлично иллюстрирует абсурдные, шутовские манеры сюрреалистического движения.

 

Основанный поэтом Андре Бретоном в Париже в 1924 году, сюрреализм стал художественным и литературным движением. Цель его в том, чтобы освободить поток мысли и сознания от навязанных границ рационализма.
Стоит отметить, что преданный марксист Бретон видел сюрреализм революционным движением, способным развязать умы масс от устоявшегося порядка в обществе.

 

Андре Бретон

Андре Бретон (1896–1966), французский поэт и прозаик первой половины 20 в., основатель и теоретик сюрреализма.

 

Картина художника — сюрреалиста Андре Массона ”Битва Рыб” (1926) является примером раннего сюрреализма. Представьте разбросанный песок, который свободно ложится на поверхность холста и закрепляется клеем… и рыб, из пасти которых течет кровь… Так образно художник демонстрирует агрессию и насилие в природе.

 

Андре Массон ”Битва Рыб” (1926)

 

Но не все сюрреалисты создавали такие абстрактные работы. Многие признали, что представление реального вида вещей способно более эффективно вызывать ассоциации. Такие художники как Сальвадор Дали, Рене Магритт создавали гиперреалистичные, сказочные изображения, которые стали порталом в загадочный мир, находящийся  за пределами нашего понимания. Например, картина Магритта “Ясновидение” (1936), на которой сам Рене рисует птицу в полете, не отводя при этом глаз от яйца на столе. В этом и есть гениальный замысел автора, в котором зрителю позволено проследить за мыслью художника, видеть малое, представляя великое.

 

Рене Магритт “Ясновидение” (1936)

 

Конечно, говоря о сюрреализме, мы представляем таких известных авторов как  Сальвадор Дали, Рене Магритт, Хоан Миро. Прародителями это направления искусствоведы считают Иеронима Босха и Франциско Гойю с их странными и причудливыми образами.

 

Иероним Босх «Сад земных наслаждений» (1503), фрагмент

 

Еще  основываясь на антирациональных традициях дадаизма, к сюрреалистам относят и такие интересные фигуры, как Тристан Тзара, Франсис Пикабиа , Жан Арп , Макс Эрнст и Марсель Дюшан .

 

Макс Эрнст

Макс Эрнст «Боксерская груша или бессмертие Буонаротти» (автопортрет)

 

В Латинской Америке сюрреализм нашел свой голос прежде всего в работах Фриды Кало, чей сугубо личный художественный стиль параллелен аспектам сюрреализма. На ее картине “Дерево надежды” (1946) изображено далеко не дерево, а мы видим двойной автопортрет, глядя на который невольно вспоминаешь об аварии из-за которой художница лишилась способности к деторождению.

 

1441270271_02kahlo1-975x1331

Фрида Кало “Дерево надежды” (1946)

 

Сюрреализм представляет собой поток авангардных идей и методов, которые до сих пор отлично работают в выражении  творческих замыслов. Эти методы открыли новый режим живописной практики — внимание к снам, психоанализу  и фантастическим образам наполнило творчество многих современных художников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



читателей статьи "Сюрреализм: понятное непонятное"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние записи