Великие учителя русской живописи

В первое воскресенье октября весь мир отмечает Всемирный день учителя и по традиции, все мы с большим  уважением поздравляем тех, кто щедро делится своими знаниями и накопленным опытом. Преподаватель, наставник, вдохновитель, их называют творцами человеческой души. В этот октябрь давайте поговорим о художниках — учителях, о тех, кто повлиял на развитие и  становление русской художественной школы, оставив после себя бесценное творческое и духовное  наследие, а самое главное открыл новые имена в русской и мировой живописи.

 

 

Шебуев В.К. «Гадание. Автопортрет с гадалкой» , 1805-1807 г.

1. Шебуев Василий Козьмич

Русский живописец, академик,  заслуженный ректор Императорской Академии художеств (1832 г.) , один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма. Вся жизнь его связана с преподавательской деятельностью: начал он в звании академика по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния.

За свою масштабную картину «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и доверила преподавание в своих классах.

Анатомические рисунки Шебуева, а также рисунки с классических статуй легли в основу «Полного курса правил рисования и анатомии для питомцев Императорской Академии художеств», который Шебуев в основном закончил к 1822 году. Но издан учебник был лишь в 1831 году и получил другое название: «Антропометрия или размеры тела человеческого с образцовых произведений древних и с натуры для учащихся подражательным искусствам», причем самая важная часть пособия, содержащая практическую анатомию для художников, была отброшена, и труд получил другую направленность.

В академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова , А. А. Иванова , Ф. А. Бруни , П. В. Басина.


 

 

 

Венецианов А.Г. «Автопортрет», 1811 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

2. Венецианов Алексей Гаврилович

Русский живописец, мастер жанровых сцен из дворянской,  мещанской, а позднее крестьянской  жизни, педагог, член Петербуржской академии художеств, основатель собственной так называемой венециановской школы.

В деревне Сафонково Тверской губернии Венецианов организовал собственную художественную школу, в которой обучалось более  70 человек.  Картины  своих учеников учитель  Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Среди учеников А. Г. Венецианова был  талантливый живописец Григорий Сорока.


 

 

 

Брюллов К.П. «Автопортрет», 1848 г.

 

3. Брюллов Карл Павлович

Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

С 1836 года по 1949 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Брюллов и сопровождавший его художник-археолог Ф. Г. Солнцев по приказу императора посетили Псков, где художник сделал множество натурных зарисовок и изучал сохранившиеся древности. Однако картина так и осталась незаконченной, несмотря на столь тщательный подход к её созданию.

Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.


 

 

 

Перов В.Г. «Автопортрет», 1870 г.

 

4. Перов Василий Григорьевич

Русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Перов не только великий художник, но и не менее талантливый  педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

С 1871 года Перов преподает в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные в будущем художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, братья Коровины.


 

 

 

 

Перов В.Г. «Портрет Саврасова А.К.», Третьяковская галерея

 

5. Саврасов Алексей Кондратьевич

Русский художник — пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников.

Летом 1854 года в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума»  и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика.  Через четыре года  Саврасов становится  руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния.

В соавторстве  с В.В. Пукеревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи.

Среди учеников Саврасова —  Лев Каменев, Константин Коровин, Михал Нестеров, Сергей Светославский,  а любимым учеником мастера  стал Исаак Левитан.


 

 

 

Репин И. «Портрет художника Чистякова П.П.», 1878 г.

 

6. Чистяков Павел Петрович

Русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.

В 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, художник очень редко выставлял свои новые произведения. В 1872 году получил в академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в1892 году  был назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской.

Учениками П.П. Чисяткова были В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.И. Кандуров, И.Е. Репин, Н.С. Самокиш, В.А. Серов, В.И. Суриков  и другие.


 

 

 

Репин И.Е. «Автопортрет», 1887 г.

 

7. Репин Илья Ефимович

Русский художник — живописец.

Академик Императорской Академии художеств.   Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой.

Среди его учеников —Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь, И.С. Куликов, Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин.  Непосредственный наставник В. А. Серова.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи» — не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России. Помня о том, что ученичество — это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих воспитанников в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах.


 

 

 

Серов В.А. «Автопортрет», 1880 г.

 

8. Серов Валентин Александрович

Русский живописец и график, мастер портрета.

С конца 1890 года  предыдущего года давал уроки рисования Володе фон Мекк. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).

Ученики Серова: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.


 

 

 

Серов В.А. «Портрет Константина Коровина»

 

9. Коровин Константин Алексеевич

Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

С 1901 года К. А. Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его учеников был сценограф С.Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед С.П. Волков.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н.М. Чернышева, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:

По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб».


 

Циоглинский Я.Ф. «Автопортрет»

 

10. Циоглинский Ян Францевич

Польский и российский художник.

Талантливым педагог-новатор. Преподавал в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств с 1886 года, в натурном классе Высшего художественного училища при Академии художеств и руководил частной школой-студией на Литейном проспекте.

Как педагог Ционглинский пользовался большой любовью и уважением среди учеников академии. М.П.Гронец вспоминает: «К рисунку он подходил со всей строгостью, требовал от учеников точности и правильности, не допуская никакого искажения формы и в то же время, умел внушить каждому, что владение рисунком — искусство, а потому к нему надо подходить с творческим горением, с трепетом в груди. «Как бы ни была проста задача, художник обязан к ней подходить с вдохновением,— говорил Ционглинский,— рисуете ли вы натюрморт, гипсовую голову или фигуру, творческое начало должно присутствовать в работе». И далее: «Художник потому и является художником, что он творит. Без творчества нет художника».

Говоря об изобразительном искусстве, Ционглинский указывал:

«Искусство — это тайна, которая открывается не каждому. Поэтому ученик на занятиях должен быть очень внимательным, ничего не пропускать и не спать».

«Рисунок — основа основ и овладевать им надо постепенно, не упуская ни малейшей детали в методике построения каждого изображения. С чего начинается рисунок, как он развивается дальше и чем заканчивается — художник должен твердо знать как таблицу умножения».

«Художник должен поступать по темпераменту, но работать по разуму».

«Искусство надо любить безгранично, беспредельно».

«До совершенства, до бесконечности не дойдете, но идти стремиться к этому надо».

«Рисунок с натуры должен быть предельно точным, не бойтесь сухости».

«Наблюдая форму предмета, все время надо анализировать Держите глаз внутри формы, а не по контуру. Как рентгеновскими лучами пронизывайте натуру».

«Изобразительное искусство немыслимо без научных знаний.  Знания и чувства сплетаются воедино».

Давая методические указания при рисовании с натуры, Ционглинский требовал большой осторожности и осмысленности, «9/10 продумать и 1/10 тронуть»,— любил говорить Ционглинский.


Малевич К. «Автопортрет», 1933 г.

11. Малевич Казимир Северинович

Выдающийся российский и советский   художник-авангардист польского  происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств.

Пишет «Декларацию прав художника».  В 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве».

В 1923 г. был назначен временно исполняющим обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры, и начал исследовательскую и преподавательскую работу в нём, окружив себя учениками, переехавшими за ним в Петроград.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в Киевском художественном институте.


 Габриеле Мюнтер «Портрет Кандинского»

12. Кандинский Василий Васильевич

Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

В берлине Василий Кандинский  преподает  живопись и становится  видным теоретиком школы «Баухауз». Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.

Несмотря на то, что известный теоретик и живописец-абстракционист В.В. Кандинский разрабатывал свои концепции в первой половине XX века, они не потеряли актуальности и на современном этапе развития культуры и искусства. Их значение для педагогики искусства еще требуется выявить и осмыслить. В таких теоретических работах В.В. Кандинского, как «О духовном в искусстве» (1911 г.), «Ступени» (1913 г.), «Точка и линия на плоскости» (1926 г.) художник разрабатывает и формулирует законы абстрактной живописи, которые становятся опорой для реализации новых творческих импульсов. В своих сочинениях художник акцентирует мысль о необходимости пробуждения «способности восприятия духовной сущности в абстрактных вещах».

 


 

 

 

 



читателей статьи "Великие учителя русской живописи"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние записи


 

Яндекс.Метрика